?

Log in

No account? Create an account
За пределами Разума - Вопросы философии и культуры [entries|archive|friends|userinfo]
1kle

[ Сайт | Вопросы философии и культуры ]
[ Информация | livejournal userinfo ]
[ Архив | journal archive ]

За пределами Разума [июн. 13, 2013|05:57 am]
1kle
[Tags|, , , , , , , ]

Короткое размышление оксфордского профессора математики Джона Леннокса о смысле, Разуме и Вселенной. По сути, оно представляет собой сжатое изложение теистического мировоззрения как веры в разумное устройство Вселенной, и стоящий за ней Логос, который есть некий идеальный Разум, являющийся одновременно Личностью, то есть чем-то большим, чем разум. Леннокс также предлагает аргументы в пользу этой веры.

Оригинал публикации


За пределами Разума

Хотя наука и представляет собой мощный аппарат познания окружающего мира, она не может ответить на некоторые фундаментальные вопросы, которые мы задаем. Во Вселенной есть подсказки указывающие на наличие связи между наукой и этими вопросами, и с помощью научных методов эти подсказки можно узнать. К примеру, познаваемость Вселенной разумом указывает на существования Разума, который создал и Вселенную и нас, людей. Именно по этой причине мы можем заниматься наукой и находить прекрасные математические сущности, которые лежат в основе обозреваемых нами явлений. Кроме того, наше увеличивающиеся понимание того, что наша Вселенная в целом и Земля в частности тонко настроены, все больше и больше наталкивает на мысли что мы тут неспроста, наше пребывание здесь осмысленно. Эта Земля — наш дом.

Но если есть Разум, сотворивший Вселенную, и этот Разум хочет что бы мы тут были, встает серьезный вопрос: каков смысл нашего существования? Этот вопрос сильнее других терзает человеческое сердце. Научный анализ Вселенной не может дать нам ответа. Но настоящая наука не смущается своей неспособностью — она понимает, что не имеет достаточно средств, чтобы давать ответы на такие вопросы. Мысль о том, что наука, которая исследует только состав Вселенной — ее материю, структуру, и процессы — способна предоставить нам ответ на вопрос о смысле — серьезная методологическая ошибка. Конечный ответ, если таковой есть, должен придти извне Вселенной.

Но как мы должны это выяснить? Я провел много времени, целыми годами споря о том, что есть доказательства, указывающие на сотворенность Вселенной, сотворенность её Разумом, желающим, чтобы мы здесь были. Мы, люди, тоже имеем разум. Логично предположить то, что наш разум был нам дан не только для того, что бы мы смогли удовлетворить свое любопытство изучая нашу Вселенную, но и для того что бы мы смогли понять Разум. Разум, который отдал нам наш дом.

Книга Бытия была написана задолго до Аристотеля. Она начинается со слов «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1). Это заявление ярко контрастирует с другими мифологическими космогониями того времени. В Вавилонской мифологии, к примеру, боги были частью вселенной, а сам мир был создан из бога. Книга Бытия утверждает что есть создатель-Бог, который трансцендентен нашему миру. Это утверждение имеет ключевое значение для христианства. Апостол Иоанн пишет в своем Евангелии: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Иоанн 1:1-4).

В древнегреческом языке, «слово» переводиться как логос. «Логос» часто использовался греческими философами для того, что бы обозначить рациональный принцип, который руководит Вселенной. Таким образом, мы получаем богословское объяснение познаваемости Вселенной разумом, тонкой настройки физических констант, и, более того, биологической сложности. Они есть плод Разума, плод божественного Логоса. То, что стоит за Вселенной куда больше простого рационального принципа; за Вселенной стоит не абстракция, и даже не безличностная сила. За ней стоит сам Бог, а Бог — личность, и Он не является частью материи своей же Вселенной.

Если мы допустим, что за созданием Вселенной стоит личностный Бог, это в новом свете представит поиск человеком истины, так как это допущение имеет далеко идущие следствия о способах познания реальности, отличных от научного метода. Люди познаются совсем по-иному, чем вещи. Люди могут раскрыть себя в разговоре, а то есть передать о себе такую информацию, какую ни один самый лучший сканер, присоединенный к их мозгу, не сможет передать. В силу того, что мы люди, у нас есть возможность узнать других людей. Возникает вопрос: если Создатель — личность, сказали ли Он нам что-нибудь, кроме того что мы можем о Нем узнать исходя из строения нашей Вселенной? Раскрыл ли Он себя? Потому что если есть Бог, который общался с человечеством, тогда то, что Он сказал должно быть самым значимым в нашем поиске истины. Тут мы снова встречаем библейское утверждение о том, что Бог общался с нами напрямую. Он, Слово, которое есть личность, стал человеком, дабы продемонстрировать, что истинный ответ за созданием Вселенной — личностный. «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоанн 1:14).

Это утверждение очень важно, ибо оно говорит нам, что в определенное время и место, Бог-Создатель вошел в род человеческий. Конечно, это может показаться не очень убедительным проявлением сверхъестественного действия. Однако наука не могла и не может опровергнуть сверхъестественное.

Я считаю, что наука не похоронила Бога, совсем наоборот, наука указывает на Его существование, и существование Бога обосновывает науку. Конечно, совсем неизбежно, что у каждого человека, несмотря на то, занимается ли он наукой или нет, есть свои предположения насчет ответов на фундаментальные вопросы. Выбор невелик — все сводится к двум ключевым идеям: либо человеческий интеллект произошел от неразумной материи, либо существует Создатель. Я считаю странным, что некоторые люди заявляют то, что они предпочитают первый вариант из-за того, что он выглядит более разумным, нежели второй.

Автор — Джон Леннокс; Перевод — Н. Степин.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: poisk_istini
2013-06-15 01:24 pm
Если мы допустим, что за созданием Вселенной стоит личностный Бог, это в новом свете представит поиск человеком истины, так как это допущение имеет далеко идущие следствия о способах познания реальности, отличных от научного метода.

'...Итак, Бога не должно считать каким-либо телом или пребывающим в теле, но простою духовною Природой (intellectualis natura), не допускающей в себе никакой сложности. Он не имеет в себе ничего большего или низшего, но есть — с какой угодно стороны — и, так сказать,... сложностью до некоторой степени ограничивалась бы и нарушалась бы простота божественной приро­ды'. Одним словом, 'Бог выше всего мыслимого'. (Ориген)

Всё-таки убеждаюсь в который раз, что первые христиане были куда ближе к истине, чем современные теологи и философы, которые создают себе "личного" (антропоморфного) Бога.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: 1kle
2013-06-15 01:34 pm
Личностный ни в коем случае не значит материальный.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: poisk_istini
2013-06-15 01:44 pm
В любом случае "Бог" не может быть личным/личностным.
Апостол Павел говорил, что Он невидимый и непознаваемый. То же самое у индусов Парабраман, у иудеев Эйн-Соф, Единый у неоплатоников и т.д.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 1kle
2013-06-15 02:00 pm
Вы не правы. Если Бог не личностный, то он не совершал чудес, никак себя не проявлял, в частности это противоречит Православию и учению Григория Паламы, не говоря уже о Новом Завете, там тоже мы читаем иное. То, что Вы хотите утвердить, это как раз либо деизм, либо индуизм, либо неоплатонизм. Апостол Павел говорит, что Бога никто не видел, это никак не то, что Вы описываете, а просто констатация бестелестности, нематериальности Бога.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: poisk_istini
2013-06-15 02:32 pm
Если Бог не личностный, то он не совершал чудес

Совершенно не обязательно. Если почитать сравнительное религиоведение, то пророки и боги разных религий совершали какие-то чудеса, абсолютно все. Мы же не будем думать, что это сам Бог воплощался каждый раз. Значит есть другой принцип в природе.

Не все ветви ранних христиан считали Иисуса богочеловеком. Иные верили, что он был просто пророком.

Кроме того, в первом веке первого тысячелетия жил философ Аполлоний Тианский, к примеру, который совершал такие же "чудеса", как и Иисус. Священники запрещали печатать в средние века его жизнеописание по понятным причинам.

Все ведь дело в трактовке канонических текстов, причем эта трактовка исторически менялась, да ещё и в каждой конфессии своя. Что канонично, а что апокрифично устанавливали обычные люди (священники).
Так что больше "политики", чем исследования текстов. Желательно и апокрифы с аграфами учитывать, труды первых отцов церкви.




Edited at 2013-06-15 14:34 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olgaw
2013-07-11 11:40 am
Мне кажется, предназначение человека более чем понятно. Бог подарил материальное творение в явно незаконченном виде, и задача человека закончить его, согласно замыслу Его. Так что вопроса тут у меня нет, есть совсем иной вопрос. Насколько Бог серьезно относится к своему сотворцу, то есть закончить материальную часть творения - это единственное, что требуется от человека? Или все же не только это? Иначе говоря, насколько мы как личности ценны для Него, как то утверждается в христианстве
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: rsokolov
2013-07-29 02:03 am
Хотя наука и представляет собой мощный аппарат познания окружающего мира, она не может ответить на некоторые фундаментальные вопросы, которые мы задаем. Во Вселенной есть подсказки указывающие на наличие связи между наукой и этими вопросами, и с помощью научных методов эти подсказки можно узнать. К примеру, познаваемость Вселенной разумом указывает на существования Разума, который создал и Вселенную и нас, людей.

По-моему, тут содержится просто-таки вопиющее противоречие, едва прикрытое ни к чему не обязывающим словом "подсказки". Либо мы можем познать разумом, что вселенная создана высшим Разумом, либо - не можем.

Можно переформулировать это рассуждение в форме вопроса, направленного в самую суть этого противоречия:

Если Вселенная создана высшим Разумом, и если люди обладают способностью познавать Вселенную, то почему само существование высшего Разума не очевидно, со всей определенностью, а является предметом спекуляций на основе неких томительно-загадочных "подсказок"?
(Ответить) (Thread)